АО «Завод ГРАЗ»
Один из крупнейших в России заводов по производству бензовозной спецавтотехники
Отдел продаж:
8 800 550-96-81
8 (831) 417-93-90
Мобильная версия сайта находится в разработке.
Для просмотра сайта, пожалуйста, откройте его на настольном компьютере.
30 Апреля 2015
О победителе соцсоревнования, или как я съездил в Грабово пресс-тур на завод "ГРАЗ" (журнал СТТ №4(112) 2015, автор В. Новоселов)
Поделиться

Конец прошлого - начало этого года для российской экономики выдались прямо скажем не легкими. Все свалилось в одну кучу - продолжающийся кризис в российской экономике, падение цен на нефть, значительное ослабление рубля, ужесточающиеся экономические санкции США и стран Западной Европы в отношении России, политическая напряженность, связанная с гражданской войной на Украине... Едва оправившись от кризиса 2008 года, отечественным производителям техники снова пришлось потуже затянуть пояса. И вот, снова уменьшение объемов выпускаемой продукции, переход на сокращенную рабочую неделю, увольнения персонала... Увы, в такой ситуации хороших новостей от машиностроителей ждать не приходится.

На этом безрадостном фоне приглашение от московского дилера ОАО «Завод ГРАЗ» - компании «Техинком» посетить Грабовский автомобильный завод прозвучало как гром среди ясного неба. Как так? В то время, когда у всех (или почти всех) все плохо, когда все максимально сосредоточились на решении своих внутренних проблем, ГРАЗ организует пресс-тур??? Выходит есть что показать? Есть чем похвалиться? Грех было отказаться от такого предложения. Да и на своем журналистском веку (без малого 18 лет в специализированных СМИ) не припомню, чтобы грабовские машиностроители приглашали к себе отраслевую прессу.

Под мерный стук колес поезд Москва - Пенза за 11 часов домчал нас до областного центра Пензенской губернии. А там до села Грабово уже рукой подать. И вот мы на ГРАЗе. Чем же хочет удивить искушенную публику отечественный производитель?

Для начала некоторые факты из истории ГРАЗа.

Предприятие было основано в октябре 1941 года на базе завода им. Воровского, эвакуированного из Мелитополя в первые дни войны в село Грабово Бессоновского района Пензенской области. Основной задачей вновь организованного завода специализированных автомобилей, названного "Продмаш", был выпуск комплектующих для минометов, узлов бензоперекачивающих установок, запчастей для топливозаправщиков, выпуск машин для дегазации местности. В 1946 году завод был полностью уничтожен пожаром. После восстановления он был назван Грабовским механическим заводом и переориентирован на выпуск строительных механизмов, виброплощадок и транспортных средств для перевозки стройматериалов. В 1949 году изменен основной профиль завода - он переориентирован на выпуск пожарной техники, название предприятия изменено на "Грабовский завод противопожарного оборудования". Первые 5 пожарных автоцистерн ПМГ-6 на шасси ГАЗ-51 завод выпустил в 1950 году. Вплоть до середины 60-х годов наряду с противопожарной техникой из цехов ГЗ ППО выходили молочные цистерны АЦ-18 емкостью 1800 л на шасси ГАЗ-51, 4-кубовые бензовозы АЦ-4 на шасси ЗиС-150 (ЗиЛ-164), сельскохозяйственные топливозаправщики ОЗ-1664, устанавливаемые, как и молоковозы, на газоне. В конце 60-х окончательно определился основной профиль завода - производство топливозаправочной техники. Он переименован в Грабовский завод специализированных автомобилей. Объемы производства техники увеличились в десятки раз. Ежегодно для народного хозяйства предприятие выпускало в среднем 6000 спецавтомобилей и прицепов. Прицеп-цистерна ПЦ-5,6-817 на 5600 л была принята на вооружение Советской армии, а на заводе работала военная приемка. Главными вехами развития предприятия от деревянных цехов до современных корпусов была генеральная реконструкция конца 60-х, качественно новый подъем начала 90-х годов, когда по требованию времени завод от 10 основных моделей перешел на выпуск более 100 изделий. В 90-е заводское КБ разработало конструкции цистерн с поперечным сечением чемоданного типа, обеспечивающим низкий центр тяжести и габариты, не выходящие за пределы габаритов кабины. В 1994 году начат выпуск аэродромных топливозаправщиков. Освоена технология производства цистерн из алюминиевых сплавов.

С середины 2000-х на ГРАЗе осуществляется планомерная модернизация технологического оборудования, внедрение современных методов производства, отмечается устойчивый рост объемов выпуска. Наивысших производственных показателей предприятие достигло в 2007 году, изготовив всего 1652 автоцистерны и полуприцепа-цистерны. Система менеджмента качества ОАО "Завод ГРАЗ» сертифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001.

В настоящее время ГРАЗ является одним из крупнейших предприятий России по производству автоцистерн для транспортировки и временного хранения светлых нефтепродуктов. Шутка ли - каждый третий бензовоз в России сделан в Грабово. А по полуприцепам-цистернам завод вообще занимает первое место на российском рынке. Ассортимент выпускаемой продукции включает автоцистерны, топливозаправщики, полуприцепы-цистерны и прицепы-цистерны, аэродромные топливозаправщики, мазутовозы, битумовозы, нефтевозы, вакуумные машины для сбора разлитых нефтепродуктов - всего порядка 250 моделей и модификаций. Цистерны устанавливаются на все виды отечественных и импортных шасси. Предприятие снабжает бензовозной и топливозаправочной техникой предприятия топливно-энергетического комплекса, строительные фирмы, аэропорты, силовые структуры (МВД, ФСБ, МЧС) и другие организации. География поставок техники марк ГРАЗ: все регионы России - от Калининграда до Чукотки , страны СНГ, дальнее зарубежье - всего более 30 стран-потребителей. В числе недавних поставок значатся такие страны, как Египет, Куба, Монголия, Северная Корея, Конго, Ангола.

Широкомасштабное техническое перевооружение началось на заводе в 2008-2009 годах. Одной из основных целей приглашения представителей отраслевых СМИ как раз и было желание продемонстрировать те позитивные перемены, которые произошли за последние годы у грабовских машиностроителей. Посмотреть было на что. И было чему удивиться. Объездив за годы своей работы многие и многие десятки машиностроительных предприятий России, Украины, Европы, Китая, Южной Кореи, Турции автору этих строк есть с чем сравнивать. Повидал всякое, не только образцово-показательные производства...

Многое из увиденного на ГРАЗе впечатлило. В металлозаготовительном производстве  установлено современное европейское и отечественное оборудование, которое позволяет выполнять обработку металла с высокой производительностью, точностью и качеством - от его подачи со склада до выполнения финишных операций. Раскрой металла выполняется установками лазерной резки. На соответствующем оборудовании осуществляются дальнейшие операции - гибка, вальцовка, пробивка отверстий и т.д. Установленная в 2012 году линия сварки карт и обечаек позволила выйти на новый уровень качества и производительности в изготовлении обечаек любого сечения и габарита. Высокий уровень автоматизации демонстрирует участок изготовления днищ и жесткостей, участок формообразования. Применяемое оборудование и высокая квалификация сварщиков, позволяют производить цистерны из черной (09Г2С) и нержавеющей стали, а также из алюминиево-магниевого сплава. Для повышения качества лакокрасочного покрытия и улучшения внешнего вида конечного изделия задействованы окрасочно-сушильные камеры - для нанесения грунта и финишной окраски.

Важным фактором технологической модернизации на ГРАЗе стало внедрение современных методов организации труда и упорядочение производственной системы, личной мотивации персонала, отлаженная система качества на производстве, многоступенчатый контроль на всех циклах технологического процесса, включая рентгеновский и ультразвуковой контроль сварных швов, контроль герметичности сжатым воздухом.

Благодаря внедренным инновациям завод добился более качественного и быстрого выполнения работ, исключив многие промежуточные операции, ведущие к удорожанию продукции и увеличению сроков ее изготовления. Все это позволило предлагать потребителю технику, отвечающую индивидуальным задачам по адекватной цене.

Конструкторская служба предприятия использует современные методы конструирования, что позволяет в короткие сроки проводить конструкторско-технологическую подготовку и оперативно реагировать на запросы заказчиков.

Завод предлагает широкий типоразмеров цистерн емкостью от 4,9 до 40 м3. Есть опыт изготовления и более крупногабаритных цистерн - до 60 м3. Цистерны могут изготовляться с числом секций от 1 до 5 (одинакового или разного объема), в зависимости от общей емкости и требований по калибровке. По требованию заказчика внедряются различные, в том числе нестандартные, схемы коммуникаций. В комплектации применяется надежное, проверенное, отечественное и импортное оборудование.

Ежегодно заводские конструкторы и технологи "выдают на гора" новые и модернизированные модели техники. Трендом последних лет стала разработка автоцистерн и полуприцепов-цистерн, полностью отвечающих требованиям ужесточившегося российского дорожного законодательства - не имеющих перегрузок по осям. Кстати, если в 90-е годы основную долю выпускаемой на ГРАЗе техники занимали автоцистерны и топливозаправщики на шасси, то теперь завод в большей степени ориентирован на производство полуприцепов-цистерн вместимостью 24-40 м3. Потребителями крупногабаритной техники являются ведущие российские нефтяные компании - Газпромнефть, Лукойл, Роснефть и т.д.

К приезду журналистов заводчане "выстрелили" гаммой новинок, пополнивших и без того впечатляющий модельный ряд машин для транспортировки и кратковременного хранения нефтепродуктов.

Топливозаправщик АТЗ-8,6 (модель 5608-010-41) на шасси КАМАЗ-43253 удачно впишется в инфраструктуру городского строительства (и не только конечно строительства). Компактная машина на 2-осном шасси имеет цистерну с двумя отсеками по 4,3 м3 каждый. Более вместительный топливозаправщик АТЗ-11 (модель 56142-010-45) на шасси вездехода КАМАЗ-43118 будет хорош "там где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится". Емкости его 11-кубовой односекционной цистерны будет вполне достаточно для заправки целого парка техники. Еще больше возможностей с точки зрения объема перевозимого топлива дает топливозаправщик АТЗ-15 (модель 56215-010-40) на шасси КАМАЗ-65111. На нем установлена цистерна с двумя отсеками по 7,5 м3 каждый. Все три АТЗ оснащены цистернами из стали 09Г2С, имеющими в поперечном сечении форму "чемодан". На машинах применены донные клапаны производства Sening и насосы СНВ-80 производительностью 580 л/мин. Узел выдачи топлива производительностью 50 л/мин. снабжен счетчиком, фильтром и раздаточным пистолетом.

Полуприцепы-цистерны для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов были представлены двумя моделями - 28-кубовой ППЦ-28 (модель 96222) и 40-кубовой ППЦ-40 (модель 96226-04). Обе цистерны безрамной конструкции выполнены из стали 09Г2С, оснащены пневмоподвеской BPW, тормозной системой Wabco, дыхательными клапанами УД2-80. На ППЦ-28 применены донные клапаны фирмы "Промприбор", на ППЦ-40 - фирмы Niehuser. Также, на 40-кубовой модели установлен насос СНВ-80.

Особняком стоят аэродромные топливозаправщики. За период 1990-х - 2000-х годов производитель из Грабово сумел занять лидирующие позиции в этом сегменте. По итогам 2014 года ГРАЗу принадлежала 45%-ная доля российского рынка ТЗА. Надо ли говорить о том, что безопасность воздушных судов стоит на первом месте, поэтому к аэродромным топливозаправщикам предъявляются очень жесткие требования, и техника грабовских машиностроителей полностью отвечает всем нормативам, включая зарубежные. В числе новинок было представлено две модели аэродромных топливозаправщиков - ТЗА-10,7 и ТЗА-20, соответственно, на 2-и 3-осных шасси МАЗ.

Какой бы совершенной ни была техника, без службы сервиса никак не обойтись. В гарантийный и постгарантийный период, предприятия эксплуатирующие технику ГРАЗ, не должны остаться без поддержки. Для этого на сегодняшний день у завода есть собственная сервисная служба, а также 46 сервисных партнеров на территории России.

Немаловажно отметить, что ГРАЗ является градообразующим предприятием. В селе, насчитывающим примерно 7500 жителей, предприятие обеспечивает работой 650 человек. Более того, на завод ездят работать из областного центра, для чего предоставляется бесплатный служебный транспорт. Работники завода обеспечиваются бесплатным питанием, проходят профессиональное обучение. Предприятие не испытывает кадрового голода, привлекая перспективные кадры из средних технических и высших учебных заведений своего региона. Рабочим специальностям обучают непосредственно на заводе. Доля молодежи до 30 лет на предприятии составляет 25%. ГРАЗ проявляет социальную ответственность перед местными общественными, школьными и дошкольными учреждениями, оказывая им материальную поддержку.

Безусловно, огромная работа, проделанная в последнее время Грабовским автозаводом, заслуживает всяческого уважения и похвалы, являет собой пример для подражания. Наверняка в достопамятные времена за вклад в развитие отечественного машиностроения (то бишь, за победу в соцсоревновании) завод получил бы Переходящее Красное знамя, или был удостоен внесения на Доску почета, или представлен к другим государственным знакам отличия, что, кстати, у ГЗ ППО/ГЗСА имело место быть во времена СССР. Сейчас этого нет. Лидеров и аутсайдеров определяет рынок.

Успехов тебе, ГРАЗ!

МЕЖДУ ПРОЧИМ

В 1995 году в поисках артефактов отечественного машиностроения автор этих строк встретил уникальный образец продукции грабовских машиностроителей. В одной из деревень Нижегородской области, в пожарном депо добровольной пожарной дружины был обнаружен рабочий экземпляр пожарной автоцистерны ПМГ-6, выпущенной на Грабовском заводе противопожарного оборудования в 1958 году за номером 2631. По прошествии 37 лет эксплуатации машина находилась в добром здравии и все также охраняла народное добро от огненной стихии.

Добавлено в сравнение: Топливозаправщик АТЗ 36135-0000011